19.12.2023
Данные изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрены Федеральным законом от 31.07.2023 № 398-ФЗ. Накажут, если виновного неоднократно привлекали к административной ответственности за аналогичное деяние, а нарушение повлекло по неосторожности тяжкий вред здоровью или смерть либо причинило ущерб на сумму более 1 млн руб. Новый состав не касается нарушений на объектах топливно-энергетического комплекса и транспорта, за которые предусмотрена отдельная ответственность.
19.12.2023
В отношении данной категории осужденных может быть применено условно-досрочное освобождение, а также неотбытая часть наказания может быть заменена более мягким видом наказания. Ранее послабление действовало для женщин с детьми до 3 лет. Федеральный закон от 12.12.2023 № 591-ФЗ, предусматривающий указанные изменения, вступает в силу 10.06.2024.
16.11.2023
Присяжные заседатели - это обычные граждане, которые назначаются для участия в судебных заседаниях, где рассматриваются уголовные дела. Они выбираются случайным образом из списка граждан, составленного на основе данных о населении. Присяжные заседатели играют важную роль в системе судопроизводства. Они помогают обеспечить справедливое рассмотрение уголовных дел и принимают участие в принятии решений о виновности или невиновности подсудимых. Вместе с тем существуют некоторые правила и ограничения, определенные законодательством, о том, кто может и кто не может стать присяжным заседателем. Вот некоторые из них. Присяжными заседателями могут быть граждане России, которым исполнилось 25 лет и у которых есть право голоса. Однако есть некоторые ограничения. Не могут быть присяжными заседателями те, у кого есть судимость, кто находится под следствием или признан виновным в преступлении; ограничения распространяются на лиц, имеющих интеллектуальные или физические нарушения, которые могут помешать их участию; нельзя быть присяжным заседателем в случае наличия близких семейных отношений с участниками дела или другими присяжными заседателями. Все эти ограничения существуют для обеспечения независимости и объективности присяжных заседателей в процессе рассмотрения уголовных дел и для гарантирования справедливости и беспристрастности. Задача присяжных заседателей - вынести объективное и справедливое решение на основе представленных доказательств и аргументов. Они заслушивают потерпевших, свидетелей, подсудимых, рассматривают представленные документы и другие доказательства сторон, после чего принимают решение о виновности или невиновности подсудимого. При этом присяжные заседатели не выносят приговор самостоятельно, а делают это совместно с профессиональными судьями. Присяжным заседателям за участие в судебных заседаниях предусмотрена оплата труда. Они получают вознаграждение за каждый день работы в качестве присяжных заседателей в размере половины должностного оклада судьи пропорционально числу дней участия в судебных заседаниях, но не менее среднего заработка по основному месту работы. Также присяжным заседателям судом возмещаются командировочные и транспортные расходы. Гарантируется, что работодатель не может уволить присяжного заседателя из-за его участия в судебном процессе. Это защищает их трудовые права и обеспечивает возможность беспрепятственного участия в судебных заседаниях. Присяжные заседатели пользуются гарантиями независимости и неприкосновенности, которые распространяются на судей. Это означает, что никто не может вмешиваться в их решения или оказывать давление на них во время рассмотрения дела. Присяжные заседатели могут свободно выражать свое мнение и голосовать в соответствии со своими убеждениями, не подчиняясь внешнему влиянию. Таким образом, участие в рассмотрении уголовных дел присяжных заседателей является важным элементом судопроизводства, гарантией защиты прав и интересов всех участников судебного процесса. Вместе с тем следует иметь в виду, что участие в качестве присяжных заседателей является гражданским долгом тех, кто включен в списки кандидатов. Согласно закону должностные лица и руководители организаций, независимо от их юридической формы, обязаны предоставить запрашиваемую информацию для составления списков кандидатов в присяжные заседатели по требованию исполнительно-распорядительного органа муниципального образования и высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Если информация не предоставляется или представляется заведомо неверная, указанные лица несут ответственность в соответствии со статьей 17.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
28.06.2023
Указом Президента РФ от 27.04.2023 N 307 "Об особенностях правового положения отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" установлено, что должны одновременно выполняться следующие условия, а именно: такие граждане и лица постоянно проживали по состоянию на указанную дату на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей или ранее постоянно проживали на этих территориях и выехали в РФ, в том числе через территории третьих государств, а также заявили о своем желании сохранить имеющееся у них гражданство либо остаться лицами без гражданства, не принесли Присягу гражданина РФ или в установленном порядке отказались от ее принесения. Иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие на территории ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей и постоянно проживавшие по состоянию на 30 сентября 2022 года на этих территориях на основании документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на постоянное проживание и выданного уполномоченным органом Украины, ДНР или ЛНР (в том числе срок действия которого истек), вправе постоянно проживать на этих территориях на основании таких документов до 1 июля 2024 года. Указанные лица вправе обратиться в территориальный орган МВД России по месту своего фактического нахождения с заявлением о выдаче вида на жительство.
28.06.2023
Кроме того, президент указал, что Правительству РФ необходимо, при участии общественных объединений, осуществляющих поисковую работу, рассмотреть вопрос о передаче музеям пригодных для музеефикации и экспонирования артефактов, связанных со специальной военной операцией, а также рассмотреть вопрос об организации изучения ее истории.
28.06.2023
Концепцией определены три ключевые цели технологического развития: обеспечение национального контроля над воспроизводством критических и сквозных технологий; переход к инновационно ориентированному экономическому росту, усиление роли технологий как фактора развития экономики и социальной сферы; технологическое обеспечение устойчивого функционирования и развития производственных систем. Документом предусмотрены механизмы реализации каждой из названных целей, показатели их достижения к 2030 году, а также установлено, что к концу второго десятилетия XXI века Российская Федерация должна обладать: собственной научной, кадровой и технологической базой критических и сквозных технологий; компаниями, корпорациями и предпринимателями, проявляющими высокоинтенсивную инновационную активность, опирающуюся на комфортную регуляторную среду; устойчивой быстроразвивающейся производственной базой национальной экономики, обеспечивающей производство необходимой номенклатуры высокотехнологичной продукции, включая микроэлектронику (российские чипы), высокоточные станки и робототехнику, авиакосмическую технику, беспилотники, лекарства и медицинское оборудование, телекоммуникационное оборудование и программное обеспечение, ускорители и детекторы заряженных частиц.
28.06.2023
Так, в случае смерти члены их семей получат единовременную выплату в размере 5 млн рублей в равных долях. В случае увечья, ранения, травмы, контузии размер единовременной выплаты составит 3 млн рублей. Получение данных единовременных выплат не учитывается при предоставлении иных мер социальной поддержки. При осуществлении выплат в соответствии с Указом от 29.12.2022 N 972, единовременные выплаты, предусмотренные настоящим указом, не предоставляются. Указ распространяется на правоотношения, возникшие с 24 февраля 2022 г.
28.06.2023
Статьей 167 УК РФ установлена уголовная ответственность за умышленные уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба, а именно ущерба, составляющего не менее 5 000 рублей. В указанной статье предусмотрены квалифицирующие признаки состава преступления, а именно умышленные действия, совершенные: - из хулиганских побуждений; - путем поджога, взрыва; - иным общеопасным способом; - либо повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия (ч. 2 ст. 167 УК РФ). К тяжким последствиям в рамках ст. 167 УК РФ (ч. 2) относятся, в частности: - причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью хотя бы одному человеку либо причинение средней тяжести вреда здоровью двум и более лицам; - оставление потерпевших без жилья или средств к существованию; - длительная приостановка или дезорганизация работы предприятия, учреждения или организации; - длительное отключение потребителей от источников жизнеобеспечения - электроэнергии, газа, тепла, водоснабжения и т.п. (п. 10 Постановления Пленума ВС РФ от 05.06.2002 N 14). По уголовным делам о преступлении, предусмотренном ч. 1 ст. 167 УПК РФ, производится дознание. Дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. При необходимости этот срок может быть продлен прокурором до 30 суток (ст. 223 УПК РФ). По окончании дознания дознаватель составляет обвинительный акт. В отношении лица, подозреваемого в совершении преступления, дознаватель вправе возбудить перед судом с согласия прокурора ходатайство об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в порядке, установленном ст. 108 УПК РФ (ч. 1 ст. 224 УПК РФ). Обвинительный акт, составленный дознавателем, утверждается начальником органа дознания. Материалы уголовного дела вместе с обвинительным актом направляются прокурору (ч. 4 ст. 225 УПК РФ). Утвержденное прокурором обвинительное заключение вместе с материалами дела направляется в суд (п. 1 ч. 1 ст. 226 УПК РФ). По уголовным делам о преступлении, предусмотренном ч. 2 ст. 167 УК РФ, проводится предварительное следствие следователями органов внутренних дел РФ (п. 3 ч. 2 ст. 151, гл. 22 УПК РФ). Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 20 УК РФ и ч. 2 ст. 167 УК РФ). За совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 167 УК РФ, виновному могут быть назначены: штраф в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательные работы на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительные работы на срок до одного года, либо принудительные работы на срок до двух лет, либо арест на срок до трех месяцев, либо лишение свободы на срок до двух лет. По ч. 2 ст. 167 УК РФ виновное лицо может быть подвергнуто принудительным работам на срок до пяти лет либо лишению свободы на тот же срок. Поскольку за совершение умышленного уничтожения или повреждение чужого имущества без отягчающих обстоятельств максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, указанные дела подсудны мировому судье (ч. 1 ст. 31 УПК РФ). С учетом положений ст. 20 УПК РФ уголовное дело по обвинению в совершении преступления, ответственность за которое установлена ст. 167 УК РФ, считается делом публичного обвинения.
28.06.2023
Изменения внесены в Закон об организации страхового дела, Закон об ОСАГО, Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта и Закон об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика. Установлено, что предоставление страховщикам по их запросам либо на основании соглашений о взаимодействии документов и информации, связанных с наступлением страхового случая и необходимых для решения вопроса о страховой выплате по договорам страхования, сведения о которых отражены в ЕАИС, осуществляется органами исполнительной власти РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, Банком России безвозмездно, а также юридическими лицами, ИП и гражданами безвозмездно либо за плату, если ее взимание предусмотрено федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или нормативными актами Банка России. Указанные документы и информация могут также предоставляться путем подключения страховщиков к государственным информационным системам в случае, если технические средства, используемые для обработки информации, содержащейся в соответствующих системах, в том числе программно-технические средства и средства защиты информации, позволяют такое подключение. Перечень документов и информации, связанных с наступлением страхового случая и необходимых для решения вопроса о страховой выплате, предоставляемых органами исполнительной власти страховщикам, а также правила предоставления таких документов и информации установлены Постановлением Правительства РФ от 31.03.2023 N 523. Страховщики обязаны соблюдать установленные законодательством РФ режимы защиты, режим обработки информации, которую они получают и в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности, и порядок ее использования, а в случае их нарушения несут предусмотренную законодательством РФ ответственность. Также установлено, что: - предоставление потерпевшим страховщику заявления и документов по выбору потерпевшего может осуществляться в электронной форме с использованием официального сайта страховщика, доступ к которому может осуществляться в том числе с использованием ЕСИА; - обмен необходимыми документами и информацией в электронной форме осуществляется по соглашению между страховщиком и потерпевшим о таком обмене. В рамках обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта и обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика договор обязательного страхования по требованию страхователей составляется в виде электронного документа, в том числе с использованием сайта страховщика.
28.06.2023
Федеральным законом от 14.07.2022 N 303-ФЗ, установлено, что в банк данных будут вноситься поступившие из суда копии решений о признании информационных материалов экстремистскими, а также сами экстремистские материалы. Сведения, содержащиеся в банке данных, являются информацией ограниченного доступа и предоставляются должностным лицам органов, участвующих в противодействии экстремистской деятельности, в соответствии с их компетенцией, установленной федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ. Порядок формирования, ведения и использования банка данных экстремистских материалов установлен Приказом Минюста России от 19.04.2023 N 69.