Состояние городской среды – один из важнейших факторов, определяющих качество жизни населения и благополучие города, а также его привлекательность для новых жителей и туристов. Комфортная городская среда – это благоустроенный город с чистой экологией, удобным и доступным транспортом, с современными общественными и зелеными пространствами, благоустроенными дворами, комфортным жильем и надежными коммунальными услугами. В связи с этим политика города должна быть нацелена на улучшение качества городской среды, создание благоприятных условий для жизни населения и предпринимательской деятельности. В связи с этим меры экологического характера, обеспечение транспортной мобильности населения, восстановление эксплуатационной надежности инженерной инфраструктуры, комплексное развитие городских территорий и общественных пространств, жилищное обеспечение рассматриваются в качестве основы улучшения качества городской среды.
Цель – создание комфортной и благоприятной среды жизнедеятельности для горожан и гостей города.
Ключевые индикаторы: обеспеченность населения жилыми помещениями (кв. м); площадь зеленых насаждений на душу населения (кв. м); рост количества перевезенных пассажиров общественным транспортом (%); удовлетворенность населения комфортом городской среды (%).
Задачи:
благоустройство территории Волгограда и создание современных общественных рекреационных пространств («территория комфорта для жизни, работы и отдыха»);
обеспечение экологического благополучия;
обеспечение транспортной мобильности населения и развитие единой транспортной системы;
повышение доступности жилья и качества жилищного обеспечения;
ревитализация неиспользуемых (неэффективно используемых) территорий, в том числе производственных.
5.3.1. Благоустройство территории Волгограда и создание современных
общественных пространств
Общественные пространства городской среды играют важную роль в процессе жизнедеятельности людей. Комфортное, безопасное и креативное пространство является привлекательным не только для жителей города, но и для туристов и инвесторов, которые положительно влияют на экономическую составляющую города. Развитие городского центра и системы общественных зон потребует градостроительных изменений в формировании эстетического облика города и городской территории, поэтому развитие городского центра, набережной и системы общественных зон в каждом районе – одна из приоритетных задач повышения качества городской среды, которая является одним из эффективных инструментов повышения привлекательности города в целом и отдельных его районов и территорий для проживания.
Цель – благоустройство территории и создание благоприятной среды (город – район – двор) для проживания, работы и проведения свободного времени.
Задачи:
1) возвращение функции двора как пространственной основы для территориальной организации населения (благоустройство и комфорт внутридворовых территорий, досуг, физическая культура и спорт);
2) сохранение ансамблей городской архитектуры, внедрение дизайн-кода (стандарты оформления фасадов, включая вывески, рекламу, сплит-системы, балконы и т.д.);
3) создание современных общественных пространств:
город-набережная (свежий воздух и волжский простор в каждой точке города), раскрытие ансамблей, общественных зон и комплексов на акваторию р. Волги, активная реорганизация береговой зоны, продолжение формирования транспортно-пешеходной набережной от Тракторозаводского до Кировского районов Волгограда, вовлечение в оборот неиспользуемых прибрежных земель Красноармейского и Кировского районов Волгограда. Важным условием развития общественных зон и комплексов вдоль р. Волги является строительство 0-й рокадной Продольной магистрали в береговой зоне, которая должна иметь выделенные зоны для транспортного движения, автостоянок и пешеходной зоны, набережной, объектов рекреационного обслуживания, игровых комплексов, велодорожек;
развитие городского центра и создание в каждом районе Волгограда современных общественных центров и пространств, в том числе адаптированных для инвалидов и маломобильных групп населения;
«улица 24/7» (активное и безопасное использование общественных пространств жителями и гостями города 24 часа и 7 дней в неделю);
сохранение и использование в современной градостроительной практике специфических градостроительных традиций Царицына – Сталинграда – Волгограда (бульваров, площадей, общественных пространств).
5.3.2. Обеспечение экологического благополучия
Волгоград является типичным представителем современных индустриальных российских городов, чьи территории характеризуются высокой концентрацией населения, насыщенностью производственных объектов и транспортных средств, что способствует высокому уровню негативного воздействия на все компоненты окружающей среды.
Цель – обеспечение экологической устойчивости и безопасности систем жизнедеятельности Волгограда.
Ключевые показатели: площадь зеленых насаждений на душу населения (кв. м); уровень утилизации образующихся отходов (%).
Задачи:
озеленение территории Волгограда (городские леса, территория общего пользования): организация зеленых выходов к р. Волге, сохранение и развитие зеленого «кольца» города, организация природно-рекреационных зон вблизи и в составе жилых массивов, формирование парковых и спортивных зон вдоль всего водного фронта р. Волги; благоустройство и использование для парковых и рекреационных зон и комплексов поймы рек Царицы, Ельшанки и других балочных комплексов и долин малых рек, создание новых объектов зеленого строительства общегородского, районного значения и др.;
участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов: внедрение эффективной системы обращения с отходами производства и потребления, уменьшение полигонного складирования отходов и вовлечение их в хозяйственный оборот, экономическое стимулирование деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, минимизация вреда, причиняемого окружающей среде и т.д.;
повышение уровня экологической культуры граждан: экологическое просвещение населения, проведение мероприятий экологической направленности (акции, конкурсы, семинары, конференции), размещение информации экологической направленности в СМИ.
5.3.3. Обеспечение транспортной мобильности населения и развитие единой транспортной системы Волгограда
Волгоград является крупнейшим транспортным узлом Поволжья, требующим развития инфраструктуры как внешнего автомобильного, железнодорожного, воздушного, водного транспорта, так и внутригородских транспортных коммуникаций.
Обеспечение транспортной мобильности – одна из приоритетных задач формирования удобной городской среды, определяющих возможность активизации экономических, культурных и туристических связей Волгограда и повышения качества жизни его горожан.
Цель – обеспечение стандарта транспортной мобильности населения и качества пассажирских перевозок при соблюдении условий комфорта, безопасности, экономичности, экологичности, доступности на основе проведения сбалансированной транспортной политики.
Ключевые индикаторы: количество перевозимых пассажиров в год общественным транспортом (млн чел.); число лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях (чел.); доля жителей, удовлетворенных качеством обслуживания на общественном транспорте (% от числа опрошенных).
Задачи:
создание единой комплексной транспортной системы Волгограда, интегрированной с единой транспортной системой Российской Федерации;
модернизация и развитие дорожно-транспортной сети города.
5.3.3.1. Создание единой комплексной транспортной системы Волгограда, интегрированной с единой транспортной системой Российской Федерации
В связи с существенным ростом подвижности населения, транспортной нагрузки на улично-дорожную сеть города, неисполнением ряда мероприятий, намеченных в комплексной транспортной системе Волгограда, планируемым проведением в Волгограде матчей ЧМ-2018 комплексная транспортная схема Волгограда требует определенной актуализации.
В основе перспективного развития транспортной системы Волгограда лежит идея концепции градостроительной агломерации «Большой Волгоград». Суть ее в том, чтобы транспортно замкнуть «полукольцо», образовавшееся из-за линейного роста Волгограда, г. Волжского и их пригородов вдоль резкой излучины р. Волги, в единое целое и сформировать таким образом градостроительную агломерацию «Большой Волгоград». При этом в центре «Большого Волгограда» окажутся не жилые застройки, а огромный естественный природно-ландшафтный экологический парк – «Волго-Ахтубинская пойма». Создание волгоградского транспортного кольца обеспечит переход от линейной структуры к радиально-кольцевой транспортно-планировочной инфраструктуре.
В этой связи предлагается формирование Единой комплексной транспортной системы (далее – ЕКТС) в виде сбалансированной интегрированной интермодальной транспортной системы на 6 пространственно-временных уровнях:
1) уровень интеграции с единой транспортной системой Российской Федерации через внешние связи федерального и регионального значения, западный обход Волгограда и транспортные вводы в город, транспортно-пересадочные узлы (далее – ТПУ) и логистические центры федерального и регионального значения.
Стратегическое пересечение международных транспортных коридоров автомобильного, железнодорожного, воздушного, водного транспорта дает предпосылки к устройству новых транспортно-коммуникационных объектов. В их число войдут западный обход Волгограда с устройством мостового перехода через р. Волгу и крупного грузового речного порта «Татьянка» в южной части города, судоходный канал «Волго-Дон-2» в сочетании с крупным транспортно-логистическим центром, связанным скоростными магистралями с международным аэропортом «Волгоград» и аэрокосмическим центром «Байконур», аэропортовый и портовые комплексы. Эффективная интеграция в сеть федеральных автомобильных дорог России обеспечивается через систему модернизированных входов и транспортных развязок на обходе Волгограда и III Продольной магистрали.
Железнодорожный транспорт обеспечивает внешние связи Волгограда. На смену нынешней системе путей сообщения придут высокоскоростные линии, как в южном, так и северном направлении с выводом грузовых перевозок за пределы Волгограда. В ближайшие годы запланировано создание ТПУ, включающего реконструкцию железнодорожного вокзала, автовокзала и привокзальной площади как единого комплекса.
Планируются реконструкция международного аэропорта «Волгоград», также обеспечивающего внешние связи Волгограда, завершение строительства взлетно-посадочной полосы класса «Б», строительство пассажирского терминала международных воздушных линий, а также крупного транспортно-логистического терминала, которые будут соединены с центром Волгограда линией скоростного электропоезда.
Развитие внешних транспортных связей Волгограда обеспечивается также крупнейшей водной транспортной артерией – р. Волгой – благодаря системе каналов в Волго-Донском бассейне. Одним из приоритетов является развитие грузового речного судоходства, особенно сквозными маршрутами из Санкт-Петербурга и Москвы в направлении южных регионов России. В настоящее время возможности навигации по рекам практически не используются или используются неэффективно, хотя для транспортировки грузов по водным путям требуется намного меньше средств, чем по автомобильным дорогам. Важнейшим условием является создание портовой инфраструктуры;
2) уровень общегородских (агломерационных) связей в виде транспортных диаметров с комплексом многоуровневых транспортных развязок, городских ТПУ и логистических центров с системой перехватывающих парковок, объединяющих все виды транспорта в единую комплексную транспортную систему:
I, II, III, 0-я рокадная Продольные магистрали с транспортными развязками;
железнодорожный диаметр с 9 ТПУ и современными электропоездами и подъездом к международному аэропорту «Волгоград»;
речной диаметр с пристанями, расположенными на поперечных связях с ТПУ на железнодорожном диаметре;
воздушный диаметр вертолетного транспорта с посадочными площадками;
автодорожный диаметр, с востока на запад формируемый мостовым переходом через р. Волгу и подходами к нему, соединяющими федеральную дорогу М-6 и восточное направление на Сибирь и Казахстан, который позволит усилить агломерационные связи Волгограда и далее – дополнительные связи с г. Астраханью;
3) уровень сбора транспортных и пассажирских потоков через систему сегментного (районного) объединения поперечных транспортных линий на базе транспортных диаметров и центрального кольца:
развитие радиальных направлений и формирования своеобразных транспортных петель («Кольца-овалы») на основе объединения 0-й рокадной, I, II, III Продольных магистралей;
устройство кольцевой магистрали в центральной части Волгограда. Внутрикольцевая территория разбивается на 6 «транспортных ячеек», в которые транспорт может въезжать только с кольца. Автомобильные сообщения между «транспортными ячейками» осуществляются по кольцевой дороге, окружающей центр Волгограда. Вдоль этой дороги размещены «перехватывающие» паркинги. Передвижение между «транспортными ячейками» внутри кольца осуществляется на общественном транспорте;
создание системы «подвозящих» поперечных транспортных связей с ТПУ;
развитие дорожных сегментов районов Волгограда. В дорожных сегментах должны быть развиты внутрирайонные связи, параллельные и перпендикулярные продольным магистралям;
устройство многоуровневых развязок и ТПУ на основных магистралях города – транспортных диаметрах, объединяющих в себе все виды транспорта в ЕКТС города;
4) уровень удобного и безопасного «доступа» к объектам жилой, общественной и иной инфраструктур (местам проживания, образования, культуры и т.п.), который включает в себя:
участки соединения с линиями «сбора», подъезды к объектам инфраструктуры с применением различных мероприятий по «успокоению движения» с местами для кратковременной остановки или парковки автомобилей;
устройство пешеходных зон в центральной торгово-прогулочной части города;
формирование сети транспортных и прогулочных велосипедных дорожек;
5) уровень объединения общественного транспорта в единую городскую систему в сочетании с мерами по ограничению использования личного и грузового транспорта в отдельных зонах города:
весь общественный транспорт, оказывающий услуги по перевозке пассажиров в городе, независимо от организационно-правовой формы объединяется в единый транспортный союз. Этот союз регулирует взаимодействие различных видов транспорта по вопросам расписания движения, тарифной политики, по единому билету, а также обеспечивает единое информационное поле для пассажиров через единую автоматизированную систему управления движением;
развитие существующего скоростного трамвая («метротрама») с устройством третьей очереди – до Волгоградского государственного университета;
создание единой системы городского общественного электротранспорта на базе линии «метротрама», связывающей между собой разрозненные образования сетей обычного трамвая и троллейбуса;
развитие скоростного автобусного сообщения по транспортным диаметрам;
формирование широкой сети «подвозящих» маршрутов с автобусами разной вместимости к ТПУ, станциям «метротрама», остановочным пунктам пригородной железной дороги и пристаням, открытие новых линий, в том числе на связях с площадками нового строительства, на связях дальних районов Волгограда с общегородским центром и между собой, в частности, на скоростной дороге, магистралях непрерывного движения и ряде магистральных улиц и дорог общегородского значения;
создание системы ТПУ, различных по уровню и значимости, (схема расположения ТПУ приведена в приложении 3 «Схема расположения транспортно-пересадочных узлов Волгограда (ТПУ)» к стратегии). Основой для выявления ТПУ послужили места пересечения маршрутов движения основного вида транспорта – электротранспорта (электропоезда, трамвая, троллейбуса) с маршрутами автобусов и маршрутных такси, где происходит массовая пересадка пассажиров с одного вида транспорта на другой. Устройство ТПУ позволит создать транспортную систему мирового уровня: интеграцию всех видов транспорта, распределение перевозок разными видами транспорта, увеличение пассажиропотока общественного транспорта, сокращение затрат на обслуживание парка и топливо в расчете на пассажира;
усиление роли железнодорожного транспорта в освоении городских пассажирских перевозок за счет строительства новых и реконструкции существующих путей, вывода движения грузовых поездов преимущественно за пределы городской застройки (путепровод «Татьянка – Канальная») и использование освободившихся путей для пуска городского железнодорожного транспорта, организации удобных подъездов городского транспорта к станциям и остановочным платформам;
включение водного транспорта во внутригородские пассажирские перевозки, развитие культурно-бытовых поездок населения, экскурсионных и прогулочных направлений путем создания нового внутригородского маршрута «ул. им. Кастерина – Красноармейский район» с заходом на о. Сарпинский;
развитие воздушного транспорта путем создания вертолетных линий с системой посадочных площадок для нужд скорой медицинской помощи и служб чрезвычайных ситуаций;
введение единого «Электронного проездного» на общественный транспорт внутригородского значения;
6) уровень современного управления движением и состоянием улично-дорожной сети и искусственных сооружений через единый центр управления с использованием:
спутниковых навигационных систем;
систем управления общественным транспортом с предоставлением ему условий приоритетного скоростного, регламентированного движения;
наземных телекоммуникационных систем, включающих в себя светофоры с системами видеонаблюдения и видеофиксации, оценки режимов движения и др.;
систем датчиков погодных условий, состояния покрытия, объединенных с системой управления состоянием автомобильных дорог;
систем оповещения служб чрезвычайных ситуаций и скорой помощи;
автоматических систем скоростного вождения автомобиля без участия водителей на отдельных наиболее напряженных специально оборудованных участках дорог.
5.3.3.2. Модернизация и развитие дорожно-транспортной сети города
Задачи:
развитие транспортных связей в продольном направлении путем строительства и реконструкции уличной сети: продолжение на юг (I Продольная магистраль – ул. Рабоче-Крестьянская – ул. Электролесовская), организация западного дублера II Продольной магистрали (ул. Московская, ул. им. Полины Осипенко, ул. им. Азизбекова, ул. Феодосийская), продолжение строительства в южном направлении набережной р. Волги (0-я рокадная Продольная магистраль), реконструкция пр-кта им. Маршала Советского Союза Г.К.Жукова в Дзержинском районе Волгограда, комплексное благоустройство пр-кта им. Маршала Советского Союза Г.К.Жукова и ш. Авиаторов;
создание трасс общегородского значения в поперечном направлении в целях разгрузки магистральной сети, обеспечивающих дополнительные транспортные связи между продольными магистралями, с обходной дорогой, подходами внешних автодорог, а также с площадками нового строительства: магистраль вдоль железнодорожной линии от плотины ГЭС, дублеры пр-кта им. Маршала Советского Союза Г.К.Жукова, ул. Ардатовской, ул. им. Неждановой, ул. 40 лет ВЛКСМ и др.;
прокладка ряда магистральных улиц вдоль железнодорожных линий с использованием существующей улично-дорожной сети промышленно-коммунальных районов, создание единой системы магистральных улиц и дорог для пропуска основных потоков грузового автотранспорта;
развитие сети магистральных улиц районного значения для улучшения транспортного обслуживания жилых районов Волгограда и обеспечения надлежащей плотности транспортной сети в целом и ее пешеходной доступности, развитие сети дорог с твердым покрытием на территориях индивидуальной жилой застройки;
оснащение магистральной улично-дорожной сети необходимыми транспортными сооружениями – мостами, путепроводами и транспортными развязками в разных уровнях, внеуличными пешеходными переходами;
разгрузка центра Волгограда от легковых автомобилей путем отвода транзитного движения, создание «перехватывающих» автостоянок у въездов в центр и в город;
строительство пешеходной и велосипедной инфраструктур (пешеходных и велодорожек, в том числе адаптированных для маломобильных групп населения).
5.3.4. Повышение доступности и комфортности жилья и качества
жилищного обеспечения
Развитие жилых зон и новое жилищное строительство с обеспечением комфортных жилищных условий и качественных жилищно-коммунальных услуг – одна из приоритетных задач, влияющих на качество жизни населения.
Цель – обеспечение населения качественным и доступным жильем с учетом обеспечения стандарта качества предоставления жилищно-коммунальных услуг.
Ключевые индикаторы: обеспеченность населения жилыми помещениями (кв. м); удовлетворенность населения качеством предоставления жилищно-коммунальных услуг (%).
Задачи:
создание условий для обеспечения населения доступным и комфортным жильем;
приведение городской коммунальной инфраструктуры, многоквартирных домов и придомовой территории в соответствие с современными требованиями благоустройства, надежности, качества и энергоэффективности.
5.3.4.1. Создание условий для обеспечения населения доступным и комфортным жильем
Задачи:
1) формирование земельных участков под строительство 7 – 10 млн кв. м жилья, в том числе для малоэтажного строительства.
Наиболее крупные районы нового массового жилищного строительства, отвечающие целям национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России»:
а) на свободных территориях:
в Тракторозаводском районе Волгограда – п. Верхнезареченский;
в Советском районе Волгограда – п. Радиоцентр-2, п. Кирпичный, «Западный», «Родниковая Долина», «Янтарный город»;
в Кировском районе Волгограда – «Развилка»;
в Красноармейском районе Волгограда – «Татьянка»;
в Дзержинском районе Волгограда – «Семь Ветров»;
б) в условиях реконструкции:
в Красноармейском районе Волгограда – жилой массив, занятый аварийными жилыми домами в Заканальной части;
в Дзержинском районе Волгограда – п. Ангарский, микрорайон «Жилгородок»;
2) обеспечение земельных участков объектами коммунальной инфраструктуры (привлечение кредитов под гарантии, в том числе муниципальные гарантии, участие в федеральных и областных программах);
3) внедрение современных энергосберегающих технологий в градостроительстве, проектировании и строительстве объектов недвижимости;
4) развитие ипотечного жилищного кредитования;
5) предоставление мер муниципальной поддержки жителям Волгограда для приобретения (строительства) собственного (частного) жилья.
5.3.4.2. Приведение городской коммунальной инфраструктуры, многоквартирных домов и придомовой территории в соответствие с современными требованиями благоустройства, надежности, качества и энергоэффективности
Задачи:
1) повышение надежности и эффективности производства и поставки коммунальных ресурсов:
удовлетворение требований к качеству жилищно-коммунальных услуг, включающих в себя соблюдение стандартов качества, бесперебойность подачи энергоресурсов, горячей и холодной воды населению и повышение уровня технической и экологической безопасности жилищного фонда;
модернизация, реконструкция действующих и строительство новых инженерных систем и сетей, снижение аварийности инженерной инфраструктуры в соответствии с утвержденной Программой комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Волгограда на период до 2025 года;
2) создание благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства (далее – ЖКХ) Волгограда:
совершенствование муниципальной нормативной базы в сфере организации и развития МЧП в ЖКХ Волгограда и привлечение частного капитала в отрасль;
создание системы планирования развития и модернизации систем коммунальной инфраструктуры;
3) улучшение качества управления жилищным фондом и содержания общего имущества в многоквартирных домах:
проведение капитального ремонта многоквартирных домов на территории Волгограда в рамках мероприятий региональной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Волгоградской области»;
формирование эффективного механизма управления жилищным фондом Волгограда за счет повышения роли собственников жилого фонда и повышения ответственности предприятий жилищно-коммунального комплекса, повышения эффективности муниципального и государственного контроля (надзора), лицензионного контроля.
5.3.5. Ревитализация неиспользуемых (неэффективно используемых) территорий
Ревитализация – это комплексный процесс реорганизации, оживления городской среды. Для того чтобы обеспечить качественный рост привлекательности города для жителей и гостей города, необходимо вовлекать в оборот площади из числа неиспользуемых (неэффективно используемых) территорий, в том числе производственных. «Конверсионные территории» представляют один из важнейших ресурсов для городского развития и должны быть использованы для создания объектов жилищного строительства, деловой застройки и формирования новых общественных пространств в интересах предпринимательского сообщества и жителей города.
Цель – замещение производственных функций на особо ценных в градостроительном отношении территориях – в прибрежной зоне р. Волги, в зоне общегородского центра – для развития общественно-деловых зон, жилой застройки, коммерческих функций, рекреационных зон.
Стимулирование переноса промышленных предприятий из центра Волгограда на окраины для использования территорий под жилую или деловую застройку – направленное градостроительное развитие под изменение структуры экономики Волгограда, а именно увеличение доли обслуживающих, информационных, транспортно-логистических и других видов услуг.
Задачи:
1) поэтапное замещение производственных функций на особо ценных в градостроительном отношении территориях – в прибрежной зоне р. Волги, в зоне общегородского центра – для развития общественно-деловых зон, жилой застройки, коммерческих функций, рекреационных зон. В функциональном зонировании отражено сокращение площади производственных зон в общем балансе территории Волгограда:
под развитие жилых и общественно-деловых функций – прилегающие прибрежные территории к р. Волге;
первоочередная реорганизация производственно-коммунальных территорий, расположенных в водоохранных и прибрежных зонах, ликвидация источников загрязнения и соблюдение режима природоохранной деятельности в соответствии с действующими нормативами по охране водного комплекса;
2) формирование земельных участков для размещения новых предприятий, научно-производственных комплексов, технико-внедренческих зон, технопарков, въездных транспортно-терминальных комплексов и пр.;
3) эффективное использование территории производственных зон – выборочное уплотнение, упорядочение застройки, санация, рекультивация, комплексное благоустройство и озеленение территорий предприятий, развитие инженерной и транспортной инфраструктур сохраняющихся производственных объектов;
4) проведение инвентаризации в целях более эффективного использования территорий и фондов предприятий;
5) разработка проектов санитарно-защитных зон, их нормативное озеленение и благоустройство.