IsCookeless:
SessionID:

Новости

Виктор Лосев – имя на холсте

12.11.2020

Виктор Лосев – имя на холсте

Сегодня имя Виктора Лосева знают практически все жители Волгограда. В честь талантливого художника, получившего заслуженное признание коллег лишь к концу жизни, в настоящее время проводятся выставки, фестивали и реализуются социальные проекты, на Центральной набережной города бронзовый Виктор Николаевич навсегда за работой. Но мало кому известно, что он всю сознательную жизнь прожил в Ворошиловском районе.

В.Н. Лосев родился 10 апреля 1926 года в Краснослободске. В 1930 году его семья переехала в Сталинград, где жила в двух комнатах на первом этаже деревянного дома на ул. Краснослободской.

С 12 лет Виктор начал заниматься в изостудии Дворца пионеров. Летом 1941 года В.Н. Лосев готовился к поступлению в Сталинградское художественное училище. Война ворвалась в его семью так же, как в миллионы семей СССР, разделив жизнь на «до» и «после». На фронт призвали старшего брата – Михаила. Он не успел окончить летную школу и попал на фронт рядовым, был ранен. Судя по переписке с братом, Виктор с матерью во время войны находился в Сталинграде, иногда выезжая за Волгу.

В послевоенном Сталинграде живописи было учиться негде. В 1945 году в городском отделе архитектуры были проведены предварительные экзамены по рисунку и живописи для претендентов на поступление в Ленинградское художественно-промышленное училище. В.Н. Лосев выдержал пробный экзамен и был приглашен в северную столицу. Но не воспользовался приглашением и в 1945 году был зачислен в Саратовское художественное училище, и получил художественное образование в одном из лучших учебных заведений СССР данного профиля.  

Вполне возможно, учеба повлияла на жанровые предпочтения мастера. Учиться в те годы было счастьем, не все могли позволить себе его испытать. Страна была разорена, Сталинград только начинали восстанавливать, время было тяжелое, голодное. Те, кому посчастливилось учиться, делали это жадно и честно. В.Н. Лосев занимался живописью и рисунком.

Начало 50-х. Люди привыкают жить без войны, без ожидания вестей с фронта. Сердца заполняло счастье от ощущения мира, а души продолжали скорбеть об утратах. В это непростое, но романтичное время начал творческий путь В.Н. Лосев. Художественная жизнь была интенсивной, наполненной выставками и событиями. Он продолжал искать свой жанр и технику. Направление поисков можно проследить по воспоминаниям коллег, т.к. ранних работ практически не сохранилось. Влияние «саратовской школы» сказалось на выборе жанра. Пейзаж стал основным в творчестве, город – излюбленной темой, его пространство – мастерской и выставочной площадкой.

Город мастера в те годы отстраивался заново. Множество улочек старого Царицына и Сталинграда не пощадила война. Многое из того, что осталось, сравняли с землей строители, реализуя представления зодчих о том, каким должен быть новый город: крупный масштаб зданий, торжественный ритм площадей и широких проспектов, раскрытие центральной части города на Волгу через пропилеи и главную лестницу набережной. Этот новый, формирующийся в реальном времени, город пишет В.Н. Лосев.

Датировать работы В.Н. Лосева сложно. Художник подписывал их редко. Даты можно установить, только сравнивая холсты с фотографиями тех лет. При внешней свободе от детализации, мастер сохранял подлинность изображаемого вида и достоверность происходящего. Небольшие по размеру картоны – часто формата почтовой карточки – сохраняют масштаб развернувшегося в городе под руководством звезд советской архитектуры строительства.

Десятилетие после окончания училища в жизни мастера было периодом поиска себя. С 1954 года он начал работать для Художественного фонда Сталинградского отделения Союза художников СССР, его пейзажи можно было увидеть в художественном салоне. Своей мастерской у мастера не было. Он продолжал жить в районе, который сегодня называется Ворошиловским. Работал в основном на улице, чаще всего – в сквер им. Саши Филиппова. Н мог присесть на лавочку, на бордюр, поставить этюдник, а чаще – подрамник – прямо на землю. Один и тот же вид в разное время года, суток, при разном освещении, был художнику по-новому интересен. Если же он видел сидящих на лавочках в сквере молодых людей, студентов, то просил разрешения сделать портретный этюд.

В 1964 году он с мамой переезжает в однокомнатную квартиру по адресу ул. Бобруйская, 2. Около 15 работ, созданных в 1950-1964 годах, он взял в новую квартиру. Остальные, включая ранние произведения, в апреле 1964 года передал на хранение в подвальное помещение магазина «Химреактивы». В апреле 1964 года все эти работы по распоряжению директора магазина были вывезены на свалку и сожжены по предписанию пожарной инспекции. По примерным подсчетам автора, было уничтожено порядка 300 работ, написанных в начале 1950-х годов на холсте и картоне. Больше половины работ были размером более одного метра, остальные примерно 80х60 см и меньше.

К семидесятым годам В.Н. Лосев уже сформировался как художник: со своими приемами и индивидуальным почерком. Он стал мастером вне времени и стиля. Писал и рисовал каждый день, принося вечером домой по 5-6 картонов. В те годы он много этюдов раздавал горожанам: тем, кто наблюдал за его работой, те, кого он портретировал. Видимо, после случившегося он считал, что у людей его работы будут в большей сохранности.

В восьмидесятые годы многое стало меняться в жизни и искусстве. Появились новые художники, постепенно уходили в прошлое «картины большого стиля», монументально-декорационных работ становилось меньше, художники стали обращать внимание на пейзаж и натюрморт. Пейзажи и натюрморты В.Н. Лосева, избавленные от необходимости соперничать с тематической картиной, стали обращать на себя внимание чистотой колорита, свободой живописного языка, легкостью письма, особой передачей воздушной среды. Живопись, создаваемая им в наслаждении от самого процесса творчества, вызывала такие же чувства и у зрителей. Начиная с 80-х годов произведения В.Н. Лосева стали приобретать коллекционеры.

Большая часть творческой жизни мастера прошла вне официальной художественной жизни города. Только в 1990 году его приняли в Союз художников. Признанный зрителями, он был счастлив, получив признание и коллег. Хотя это ничего не изменило в его повседневной жизни, а тем более в творчестве. Он давно сложился как художник с индивидуальной творческой манерой и персональной судьбой.

25 декабря 1995 года В.Н. Лосева не стало. Он умер, как и жил, в одиночестве, среди работ, которыми было заполнено пространство квартиры.

В XXI веке началась бурная выставочная история мастера. В настоящее время большинство произведений художника находятся в частных и государственных коллекциях.

Искусство В.Н. Лосева занимает особое место в истории Царицына, Сталинграда и Волгограда – города, которому посвящено большинство работ мастера, – и российского импрессионизма в целом. Его наполненная светом живопись, искренняя интонация и соизмеримость с чувствами людей, дают право называть его народным художником.

По материалам труда Т.В. Гафар

«Импрессионист в монументальном городе»  




...назад