Новости

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА В ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ. БУЛЛИНГ В ШКОЛЕ

28.09.2020

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА В ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ. БУЛЛИНГ В ШКОЛЕ

О таком явлении как буллинг, как с ним бороться, как помочь ребенку, оказавшемуся в неприятной ситуации, рассказывает психолог отделения психолого-педагогической помощи  ГКУ СО «Ворошиловский ЦСОН» Ирина Алексеевна Косьяненко.

Проблема жестокого обращения волнует психологов и педагогов уже достаточно давно и остаётся актуальной и сегодня. Статистические данные и социологические опросы показывают, что в неблагополучных семьях и в школе среди сверстников количество фактов применения различных видов насилия, как в нашей стране, так и в других странах, растёт. Детей выгоняют из дома, пренебрегают их биологическими нуждами, учащиеся особенно в подростковом возрасте проявляют жестокость по отношению к своим сверстникам. Все эти случаи приводят к различным последствиям (появлению суицидальных мыслей и попыткам суицида, повышению тревожности и агрессии, воровству, нарушению эмоционального и психического здоровья, нарушению адаптации, появлению различных комплексов и страхов), но их объединяет одно – это серьёзный  психологический и физический ущерб здоровью детей.

Обратим особое внимание на буллинг (повторяющееся насилие, травля со стороны группы школьников в отношении отдельного ученика, который не может себя защитить) в школе. Эта проблема рано или поздно беспокоит любую семью. Дети не любят тех, кто от них отличается. В любом классе есть среднестатистическое большинство, которое вот так  вот одето или вот так вот разговаривает, и все, кто будет отличаться от этого большинства, окажется в зоне риска. Это могут быть внешние отличия - слишком высокий рост, лишний вес и т.д. Или физические дефекты - косоглазие, заикание. Дети, неуверенные в себе, тоже попадают в ситуацию, когда класс их не принимает. А еще подвергаются буллингу ребята, которые не следят за личной гигиеной. Уважаемые родители! На минуту задумайтесь над тем, как вы разговариваете с сыном или дочерью. Часто ли критикуете, угрожаете, читаете лекции или мораль, допрашиваете, высмеиваете, придираетесь и ворчите? Никогда? Иногда? Эти распространённые методы общения с детьми даже при самых благих намерениях родителей приводят к потере хороших отношений, затрудняют и обедняют общение, а также приводят к школьной травле (буллингу) среди учащихся. Если вы собираетесь наказать ребёнка, то не забывайте, что есть допустимые и совершенно не допустимые меры наказания. Допустимые – это ограничение некоторых прав ребёнка, усиление контроля, проявление сдержанности в общении или прекращение общения на непродолжительное время, строгое замечание, временное лишение удовольствий. Помните, пожалуйста, что физическое наказание калечит душу ребёнка, навсегда оставляет в ней горестный след, способствует развитию лжи, лицемерия, жестокости и возникновению различных заболеваний.  

Как определить, что ребёнок стал жертвой травли?

Дети не всегда могут рассказать взрослым о своих проблемах в школе. Поэтому родителям важно вовремя распознать, что ребёнок стал жертвой травли. Об этом могут свидетельствовать следующие признаки: ребёнок негативно относится к школе; возвращается из школы подавленный; часто плачет без очевидной причины; ничего не рассказывает об одноклассниках и школьной жизни; отмечается нарушение сна и аппетита; синяки и ссадины на лице или теле; излишняя уступчивость, осторожность; склонность к уединению, нежелание общаться.

Как вести себя родителям?

Первое, что необходимо сделать - снять с ребенка чувство вины. Объяснить, что он не виноват в том, что подвергся травле. Ребёнок ни в коем случае не хуже других, просто он попал в непростую для себя ситуацию, из которой родители и педагоги помогут ему найти выход. Дать ребёнку понять, что Вы на его стороне. Поддержите и успокойте: «Я тебе верю! Хорошо, что ты мне всё рассказал! Ты не виноват в том,  что случилось. Я люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность». Это  позволит ребенку ощутить защиту и с надеждой посмотреть в будущее. Доверительно поговорите с ним о сложившейся ситуации. Разъясните ему дальнейшие действия и линию поведения. Помогите ребёнку обрести уверенность в себе и умение противостоять нападкам сверстников. Поговорите с классным руководителем, педагогами, родителями обидчика вашего ребёнка. Если ситуация серьёзная и разрешить её мирным путём не получается, рассмотрите вариант с переводом в другую школу или класс. Опять же это крайний случай, поскольку то же самое может повториться и на новом месте. В ситуации кибербуллинга: заблокируйте сообщения обидчика, распечатайте переписку, сделайте скриншоты страниц с видео и фотографиями и обратитесь в правоохранительные органы. Задача родителей – не просто защитить и поддержать ребёнка, столкнувшегося с ситуацией травли, но и научить его правильному общению с окружающими людьми. В повседневной жизни трудно и невозможно полностью  избежать столкновения со злом, жестокостью и агрессией. Ребёнок должен научитьсл говорить «нет», не поддаваться на провокации и манипуляции, знать, что в свои проблемы иногда правильнее посвятить взрослых, и быть уверенным, что родные помогут и поддержат в трудную минуту.  

Уважаемые родители! Если у вас возникли серьёзные проблемы во взаимоотношениях с вашими детьми или у вас имеется информация о применении насилия к детям, обращайтесь за помощью к специалистам своевременно, пока не произошла трагедия.

Для получения дополнительной информации вы можете обратиться в ГКУ СО «Ворошиловский ЦСОН» по адресу: г. Волгоград, ул. Кузнецкая, д.87/5, а также по телефону отделения психолого-педагогической помощи: 8 (8442) 97-64-14.  



...назад