IsCookeless:
SessionID:

Новости

14.08.2020

Профилактика суицидального поведения подростков

Суицид (самоубийство) – осознанное лишение себя жизни, реакция человека на проблему, которая кажется ему непреодолимой.

1.ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Ненавижу учреждение…. и т.п....» СПРОСИТЕ: «Что происходит У НАС, из-за чего ты себя так чувствуешь?...» НЕ ГОВОРИТЕ: «Когда я был в твоем возрасте... да ты просто лентяй!»

 

2. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Все кажется таким безнадежным...» СКАЖИТЕ: «Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие УНАС проблемы и какую из них надо решить в первую очередь». НЕ ГОВОРИТЕ: «Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе».

 

3. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Всем было бы лучше без меня!...» СКАЖИТЕ: «Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит». НЕ ГОВОРИТЕ: «Не говори глупостей. Давай поговорим о чем- нибудь другом».

 

4. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Вы не понимаете меня!...» СКАЖИТЕ: «Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Я действительно хочу это знать». НЕ ГОВОРИТЕ: «Кто же может понять молодежь в наши дни?»

 

5. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Я совершил ужасный поступок...» СКАЖИТЕ: «Давай сядем и поговорим об этом». НЕ ГОВОРИТЕ: «Что посеешь, то и пожнешь!»

6. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «А если у меня не получится?...» СКАЖИТЕ: «Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное». НЕ ГОВОРИТЕ: «Если не получится – значит, ты недостаточно постарался!»

 

 

Произносите только позитивно-конструктивные фразы.

 

Многое из того, что нам, взрослым, кажется пустяком, для ребенка – глобальная проблема. Обязанность любого воспитателя, будь то педагог или родитель, - не допустить у ребёнка мысли о том, что выхода из сложившейся ситуации нет.

Иногда, наблюдая, как трава прорывает панцирь асфальта и пробивается к солнцу, невольно удивляешься силе жизни, кото­рая таится в ней. Это стремление жить, жить в любой ситуации. 

Особенности подросткового суицида

Психологический смысл подросткового суицида – «крик о помощи», стремление привлечь внимание к своему страданию. Чаще всего подростки прибегают к демонстративному суициду, рассчитывая, что их вовремя спасут. При этом настоящего желания расстаться с жизнью нет, представление о смерти крайне неотчетливо, инфантильно. Смерть представляется в виде желаемого длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир, так же она видится средством наказать обидчиков.

 

Области риска

Общая причина суицида- социально-психологическая дезадаптация ребенка, т.е. нарушение его взаимодействия с ближайшим окружением, чаще всего с близкими ему людьми и семьей. 

Частные причины суицидальных проявлений: эмоциональная нестабильность; ранимость; ригидность мышления; депрессия, вызванная потерей объекта любви; чувство одиночества; отсутствие опоры на взрослого; потеря интереса к жизни и т.п.

От возникновения до реализации суицидальных мыслей время может исчисляться минутами (острый пресуицид), иногда месяцами (хронический пресуицид).

 

Степень выраженности суицидального поведения 

Первая степень – пассивные суицидальные мысли, фантазии на тему своей смерти («хорошо бы умереть, заснуть и не проснуться»).

Вторая степень– суицидальные замыслы (придумываются способы, время и место действия).

Третья степень – намерения подкрепляются волевыми решениями, ведущими к поступку.

 

Чаще всего суицидальные поступки подростки совершают в дневное и вечернее время (80%), когда поблизости есть те, кто может их остановить. Больше всего самоубийств регистрируется весной, когда человеческие несчастья контрастируют с цветением окружающей природы.

В большинстве случаев попытки суицида можно предугадать и предотвратить! Косвенно большинство детей, покушавшихся на самоубийство, предупреждали ближайшее окружение о своем намерении покончить с жизнью. 

Признаки намерения совершения суицида

  Словесные признаки: открытые и прямые высказывания о принятом решении покончить с собой; косвенные намеки на совершение самоубийства («Больше я не буду никому мешать», «Скоро от меня отдохнете» и т.п.); нездоровый интерес к вопросам смерти, частые разговоры на эту тему; высказывание своих мыслей по поводу самоубийства в подчеркнуто легкой и шутливой форме («… смерть – всего лишь одна из сторон жизни», «чего бояться смерти – мы и так значительную часть жизни тратим на сон»). 

Поведенческие признаки: безвозмездная раздача вещей, имеющих для человека высокую значимость; налаживание отношений с непримиримыми врагами; отсутствие желания ухаживать за собой, запущенный и неряшливый вид; пропуск школьных занятий, потеря интереса к привычным для ребенка увлечениям, хобби; отстранение от друзей и семьи; частое уединение, проявление замкнутости и угрюмости; безразличие к окружающему миру. 

Ситуационные признаки: подросток не имеет друзей, чувствует себя отверженным; подросток живет в нестабильном окружении (кризис в отношениях с родителями или родителей друг с другом); подросток ощущает себя жертвой насилия (физического, сексуального, эмоционального); подросток имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из знакомых или членов семьи; подросток перенес тяжелую потерю (смерть близких, развод родителей, несчастная любовь); подросток слишком критически настроен по отношению к себе. 

В случае, когда все вышеперечисленные признаки сильно выражены и наблюдаются уже давно, необходима консультация квалифицированного специалиста (психолога, психотерапевта, психиатра).

Что могут сделать родители в такой ситуации

1. Прежде всего, поговорить с подростком. Отнеситесь серьезно ко всем высказываниям и угрозам. Выслушайте очень внимательно и бережно.

2. Установите причину происходящего. 3. Дайте понять, что Вам не все равно.

4. Постарайтесь уменьшить эмоциональное напряжение. 5. Мобилизуйте воспитанника на преодоление трудных обстоятельств. 6. Подготовьте ребенка к возможным новым психотравмирующим событиям в ходе данного кризиса и к адекватной реакции на них. 7. Отстаивайте точку зрения, что самоубийство – это неэффективное решение проблем. Заключите «соглашение о не совершении самоубийства». 8. Необходимо поднять ребенку с суицидальным поведением его самооценку, личностную ценность. 9. Совместно спланируйте деятельность, необходимую для выхода из кризиса. 10. Поощряйте сохранение связи с близкими, друзьями. Проводите с подростком больше времени, больше общайтесь, расскажите о своих делах, обсудите что-то для обоих интересное, подумайте о деятельности, которая вас двоих могла бы увлечь. 

Если ребенок не хочет обсуждать происходящее с вами (это случается довольно часто в силу специфики возраста, а не ваших отношений), подумайте и предложите ему поговорить с кем-то другим, кому он доверяет.






...назад