Развитие экономики обеспечивает занятость и доходы населения, формирует поступления в бюджет Волгограда, влияет на градостроительную деятельность, на удовлетворение потребности общества в разнообразных товарах, работах и услугах. Без успешного экономического развития невозможно добиться улучшения качества жизни населения и благоприятной городской среды.
Необходимым условием развития конкурентоспособного производства и сервиса на территории Волгограда является переход к инновационной экономике.
Для реализации перехода необходимо:
формирование территориально-промышленных кластеров, ориентированных на высокотехнологичные конкурентоспособные производства в приоритетных отраслях экономики;
развитие транспортно-логистических узлов и транспортной сети, обладающей необходимым потенциалом пропускной способности и обеспечивающей целостную взаимосвязь регионов России с ее интеграцией в развивающиеся мировые транспортные системы;
комплексное развитие индустрии гостеприимства, обеспечивающей высокое качество, большой выбор и безопасность туристских услуг;
развитие потребительского рынка и сферы услуг, обеспечивающих потребность жителей и гостей города в разнообразных товарах, работах и услугах.
Потенциал экономического развития Волгограда полноценно будет реализован в том случае, если Волгоград станет ведущим транспортным и производственным центром Юга России и Нижнего Поволжья, центром инноваций, инвестиций и туризма.
Цель – создание институциональной среды, стимулирующей развитие экономики, повышение предпринимательской инициативы и рост инновационной активности.
Ключевые индикаторы: рост уровня доходов населения (%); количество субъектов МСП (ед.); налоговые доходы бюджета Волгограда на душу населения (тыс. руб.); сальдо миграционного прироста (тыс. чел.).
Для достижения цели необходимо:
формирование благоприятного предпринимательского климата;
развитие транспортно-логистического комплекса;
развитие внутреннего и въездного туризма;
развитие потребительского рынка и сферы услуг;
развитие производственного сектора;
формирование благоприятного инвестиционного климата.
5.2.1. Развитие производственного сектора
Промышленность в долгосрочном периоде играет определяющую роль в развитии Волгограда, поэтому инновационный вектор развития предполагает не кардинальную смену специализации городской экономики, а стимулирование применения новейших технологий в уже существующих промышленных отраслях, развитие кооперации МСП с крупным бизнесом. С учетом сложившейся структуры экономики Волгограда предпочтительнее сделать особый акцент на раскрытие потенциала ряда наиболее перспективных отраслей экономики посредством механизмов кластерного развития – развития кооперационных связей между субъектами МСП и крупным бизнесом. Наиболее перспективными отраслями для кластерного развития в Волгограде могут стать уже сложившиеся сектора производства: химия, нефтехимия, металлургия, строительство, а также такие отрасли, как транспортно-логистическая и агропромышленная.
Реализация кластерной политики позволит значительно повысить производственно-инновационную активность и усилить кооперационные связи ведущих промышленных предприятий с малым и средним производственным бизнесом, расширить рынки сбыта продукции местных производителей. Именно такой подход согласуется с основными направлениями региональной промышленной политики.
Цель – создание среды для развития субъектов малого и среднего производственного бизнеса в ключевых отраслях промышленности Волгограда.
Ключевые индикаторы: индекс физического объема промышленного производства (%).
Задачи:
аудит, зонирование городских территорий и формирование инвестиционных площадок;
интеграция МСП в промышленный сектор, в том числе с крупным производственным бизнесом;
развитие внутригородской и региональной кооперации;
разработка и реализация программ создания и развития индустриальных парков;
развитие агропромышленного кластера, который максимально задействует возможности местных производителей, переработчиков, образовательных и исследовательских организаций, транспортно-логистические возможности территории;
разработка и опубликование ежегодного обновляемого плана создания объектов необходимой для инвесторов инфраструктуры;
создание условий для участия инвестиционных проектов в государственных программах Российской Федерации и Волгоградской области;
развитие индустрии сбора, вывоза, переработки твердых бытовых отходов с применением «зеленых технологий»;
содействие в подготовке квалифицированных кадров в высокотехнологичных и инновационных областях, а также стимулирование трудовой миграции для работы в высокотехнологичном и инновационном производстве;
разработка программы по стимулированию, поддержке и продвижению инновационных производств и технологий с учетом критериев достижения целей охраны окружающей среды.
5.2.2. Развитие транспортно-логистического комплекса
Объективным потенциалом Волгограда является его выгодное географическое положение и диверсифицированный транспортный комплекс (железная дорога, аэропорт, автодороги, речные перевозки). Наиболее перспективными являются создание новых и реконструкция существующих транспортно-логистических центров и комплексов, а также сбалансированное развитие транспортно-логистического сервиса. Развитие сферы транспорта и логистики должно обеспечить привлечение дополнительных грузо- и пассажиропотоков, развитие сервисных услуг в сфере транспорта и логистики, формирование современного мультимодального комплекса, функционирующего как единая транспортно-логистическая система.
Цель – создание среды для развития МСП в сфере транспорта и логистики, формирование транспортно-логистического кластера регионального, федерального и международного значения.
Ключевые показатели: рост грузооборота (%).
Задачи:
разработка и реализация проекта «Формирование транспортно-логистического кластера»;
интеграция МСП в сектор транспорта и логистики;
создание условий для участия инвестиционных проектов в сфере транспорта и логистики в государственных программах Российской Федерации и Волгоградской области;
содействие в подготовке квалифицированных кадров в сфере транспорта и логистики, а также стимулирование «качественной» трудовой миграции;
реализация механизмов муниципально-частного партнерства (далее – МЧП).
5.2.3. Развитие внутреннего и въездного туризма
В Волгограде есть все условия для развития туристической отрасли – природно-климатические и географические, культурно-исторические и рекреационные. В то же время туристический потенциал Волгограда неразрывно связан с возможностями Волгоградской области.
Необходимо продолжать развивать Волгоград как центр туризма и активного отдыха с постепенной переориентацией на деловой, водный, лечебно-рекреационный и другие виды туризма. Наследие ЧМ-2018 дополнительно создаст благоприятные условия по привлечению туристических потоков и инвестиций для развития туризма.
Цель – комплексное развитие внутреннего и въездного туризма, повышение вклада туризма в развитие экономики Волгограда.
Ключевые индикаторы: численность туристического потока (тыс. чел.).
Задачи:
развитие инфраструктуры внутреннего и въездного туризма (создание новых и реконструкция действующих объектов досуга и рекреации, восстановление и поддержание объектов показа в надлежащем состоянии, увеличение количественных и качественных характеристик коллективных средств размещения, повышение пропускной способности и качественных характеристик мест прибытия);
развитие видов туризма и увеличение объемов предоставления качественных туристских услуг (в направлениях развития патриотического, водного, круизного, рекреационного, делового, событийного, фестивального, спортивного туризма и т.д., в том числе развитие придорожного сервиса);
создание благоприятной среды для деятельности субъектов туристской индустрии, формирование и развитие полноценного туристского кластера на территории Волгограда;
разработка и реализация программы продвижения Волгограда на федеральном и международном уровнях;
создание условий для включения инвестиционных проектов в государственные программы Российской Федерации и Волгоградской области;
подготовка и повышение профессионального уровня кадров, обеспечивающих индустрию гостеприимства, стимулирование «качественной» трудовой миграции.
5.2.4. Развитие потребительского рынка и сферы услуг
Перспективным для Волгограда является создание комфортных условий для развития потребительского рынка и сферы услуг. Волгоград должен трансформироваться в активный бизнес-центр Южного федерального округа, в котором будет 24-часовая городская активность, развитый сектор предоставления услуг, соответствующий современным требованиям потребительский рынок.
Цель – развитие комфортной среды и предпринимательской инфраструктуры для развития МСП в сфере потребительского рынка и сервиса.
Ключевые индикаторы: оборот розничной торговли в расчете на душу населения (тыс. руб. на человека); объем оказанных платных услуг (млн руб.).
Задачи:
создание условий для организации розничных рынков и проведения ярмарок (в том числе сельскохозяйственных) на территории Волгограда, организация социальных мест на рынках для торговли с дачных и приусадебных участков;
поддержка и продвижение волгоградской продукции (в том числе инновационных товаров и услуг) и товаропроизводителей на потребительский рынок Волгограда, российский и международный рынки, выстраивание работы рынков и объектов нестационарной торговли под интересы волгоградских товаропроизводителей;
создание условий для развития добросовестной конкуренции на потребительском рынке;
устранение административных барьеров выхода на рынок продукции местных предприятий.
5.2.5. Формирование благоприятного инвестиционного климата
Центральным звеном достижения стратегической цели развития экономики является создание среды для привлечения инвестиций и инноваций в экономику Волгограда. Для достижения данной цели необходим комплекс мер, включающий в себя формирование благоприятного делового климата, снижение административных барьеров при предоставлении услуг, продвижение позитивного имиджа Волгограда в целевых группах, стимулирование инновационной активности, поддержку и сопровождение вновь создаваемых и развивающихся инвестиционных проектов, развитие региональных индустриальных и технологических парков на территории Волгограда. Особую роль будет играть активно развивающаяся стартап-индустрия, формирующаяся вокруг университетских центров Волгограда и обеспечивающая рост производства наукоемкой продукции, развитие реального сотрудничества науки и бизнеса, привлечение молодежи к инновационному предпринимательству.
Цель – создание благоприятной среды для привлечения инвестиций и инноваций в экономику Волгограда.
Ключевые индикаторы: объем инвестиций на душу населения (тыс. руб.); доля инновационной продукции в общем объеме производства (%).
Задачи:
1) формирование перечня инвестиционно привлекательных площадок для инвесторов на основе ежегодного аудита территории и инвестиционного зонирования;
2) создание условий для инвестирования инновационных разработок с дальнейшим внедрением этих разработок в сферы городского хозяйства, в том числе стимулирование внедрения технологий энергоэффективности;
3) внедрение инвестиционного стандарта деятельности органов местного самоуправления Волгограда, в том числе:
совершенствование инфраструктуры и механизмов муниципальной поддержки инвестиционной и инновационной деятельности – территорий с особым режимом осуществления предпринимательской деятельности (технопарков, индустриальных парков);
обеспечение доступности и качества предоставления муниципальных услуг в сфере инвестиционно-строительной деятельности;
реализация механизмов МЧП на территории Волгограда;
содействие в реализации (сопровождении) инвестиционных проектов на территории Волгограда, в том числе в жилищной сфере;
4) создание совместно с вузами и исследовательскими институтами комплексной системы поддержки инновационной активности и коммерциализации инноваций;
5) активизация инвестиционной деятельности за счет привлечения средств вышестоящих бюджетов в рамках участия Волгограда в реализации государственных и федеральных программ и непрограммных мероприятий;
6) разработка и реализация программы позиционирования и продвижения Волгограда на федеральном и международном рынках инвестиций.
5.2.6. Формирование благоприятной предпринимательской среды
Для Волгограда ключевым источником роста экономики и уровня жизни населения является развитие МСП.
Благоприятная предпринимательская среда должна обеспечить:
создание рабочих мест и увеличение самозанятости населения;
увеличение налогооблагаемой базы;
привлечение инвестиций.
Цель – создание и поддержание благоприятной среды для осуществления предпринимательской деятельности и повышения вклада малого и среднего бизнеса в развитие экономики.
Ключевые индикаторы: количество субъектов МСП в расчете на 1 тыс. человек населения Волгограда; число индивидуальных предпринимателей (ед.); удельный вес занятых в сфере МСП в общей численности занятых в экономике Волгограда (%).
Задачи:
развитие системы и механизмов информационной, финансовой, имущественной, консультационной и иной поддержки МСП;
устранение административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности;
создание деловой и выставочной инфраструктур для организации и проведения мероприятий международного и межрегионального сотрудничества, расширения рынков сбыта;
организация многофункционального конгресс-центра, содействие промышленным предприятиям Волгограда в расширении рынков сбыта продукции;
создание механизма для увеличения доли субъектов МСП в размещении муниципального заказа;
разработка и реализация программы продвижения волгоградских брендов в целях позиционирования Волгограда как территории, благоприятной для предпринимательства;
пропаганда и продвижение предпринимательской деятельности.