Механизм реализации стратегии можно представить как способ управляемой поэтапной трансформации исходного состояния социально-экономического развития Волгограда посредством реализации комплекса муниципальных программ и комбинации методов, инструментов и ресурсов.
Функцию организационного «стержня» в механизме реализации стратегии выполняет План мероприятий по реализации стратегии, который обеспечивает уточнение (по этапам и срокам выполнения и т.д.) перечня мероприятий стратегии, которые должны быть реализованы в плановом периоде, а также фиксирует распределение ответственности за реализацию стратегии между структурными подразделениями администрации Волгограда.
Одним из основных инструментов реализации стратегии являются муниципальные программы и участие в государственных программах Волгоградской области и Российской Федерации. Муниципальные программы содержат качественные и количественные целевые ориентиры, позволяющие делать выводы о ходе реализации стратегии, а также степени достижения генеральной цели стратегии (типовой перечень муниципальных программ, необходимых для реализации стратегии, приведен в приложении 4 «Типовой перечень муниципальных программ, необходимых для реализации стратегии социально-экономического развития Волгограда до 2030 года» к стратегии).
Кроме того, стратегия является концептуальной основой изменения и реализации Генерального плана Волгограда.
Основой успешной реализации стратегии являются конкретные механизмы реализации стратегии:
нормативно-правовой (НП);
организационно-управленческий (ОУ);
финансовый (Ф);
информационно-коммуникационный (ИК);
образовательный (О).
Конкретный комплекс механизмов реализации стратегии для каждой конкретной отрасли (сферы) и территории Волгограда высокоспецифичен и уточняется на этапе запуска. Степень значимости конкретных механизмов реализации стратегии для реализации различных приоритетных направлений стратегии в общем виде представлена в таблице.
Таблица
Степень значимости конкретных механизмов реализации стратегии
№ п/п | Приоритетные направления | НП | ОУ | Ф | ИК | О |
1. | Развитие человеческого капитала | ** | ** | *** | *** | *** |
2. | Развитие территории и инфраструктуры Волгограда | *** | *** | *** | ** | ** |
3. | Развитие местного самоуправления Волгограда | *** | *** | ** | *** | *** |
4. | Развитие экономики | ** | ** | *** | ** | * |
Примечание. * Необходимость задействования механизма реализации стратегии.
** Повышенная значимость механизма реализации стратегии.
*** Особо значимая роль механизма реализации стратегии.
Инструментальной базой механизма реализации стратегии являются муниципальные программы. Важным инструментом является МЧП (в формах аренды или концессии), развитие которого позволит привлекать бизнес в финансирование инфраструктурных проектов в сферах строительства, ЖКХ, городского транспорта, создания индустриальных парков и др. Ключевыми моментами в использовании инструментария МЧП являются долгосрочный характер партнерства, открытый конкурсный характер выбора партнера, четкое определение инвестиционных обязательств и гарантий. К перспективным для Волгограда инструментам реализации стратегии относятся планировочно-архитектурные мастер-планы для микрорайонов, а также «архитектурные путеводители» (сборники методических рекомендаций и ограничений для застройщиков в определенных микрорайонах города). Такие инструменты применяются ведущими городами мира и отдельными российскими городами для создания привлекательного внешнего вида и уникального стиля города.
В качестве инструмента реализации стратегии целесообразно также использовать соглашения и договоры, позволяющие привлекать внешние ресурсы и согласованно активизировать совместные стратегические действия с Администрацией Волгоградской области, российскими и зарубежными городами, международными организациями. Еще одним инструментом реализации стратегии может быть привлечение внешнего финансирования для реализации проектов развития городской инфраструктуры посредством выпуска муниципальных облигаций.
Среди институтов развития Волгограда первоочередное место занимает система органов, создаваемых для организации подготовки и проведения ЧМ-2018. ЧМ-2018 по объему привлекаемых ресурсов и возможностям для продвижения имиджа Волгограда является ключевым событием в рамках I этапа реализации стратегии. На II этапе реализации стратегии в соответствии с опытом других российских (г. Казань, г. Сочи и др.) и зарубежных городов указанные органы с учетом приобретенного ими опыта и роста квалификации персонала возможно функционально переориентировать на выполнение новых задач, в том числе сформировать на их базе агентство городского развития, которое могло бы специализированно осуществлять поиск инвестиций (как прямых, так и портфельных) для реализации проектов развития Волгограда, осуществлять мероприятия по формированию бренда и продвижению делового и туристического имиджа Волгограда. Второй «эшелон» институтов развития представлен общественными организациями, обеспечивающими взаимодействие между городской властью, бизнесом, жителями Волгограда. К ним относятся бизнес-ассоциации и руководящие органы кластеров, а также территориальные органы самоуправления, создаваемые на уровне микрорайонов, улиц, отдельных многоквартирных домов и их групп.