IsCookeless:
SessionID:

Новости

К Юбилею Ворошиловского района. Зацарицынский форштадт

25.08.2020

К Юбилею Ворошиловского района. Зацарицынский форштадт

Исторические корни возникновения Ворошиловского района уходят  в далекий 1727 год, когда после страшного пожара без жилья осталось почти половина горожан. Под строительство жилья погорельцам выделили участки земли за рекой Царицей. Землю дали бесплатно в вечное пользование, и с тех пор носит она название Дар-гора.

С 1820 года эту часть города стали застраивать по генеральному плану, который утвердил царь Александр I. Из царской казны были отпущены немалые деньги для строительства нового района, названного Зацарицынский форштадт (дословно: предместье перед городом). Место для района отведено прекрасное - от правого  берега реки Царицы до Ельшанского оврага. Рельеф ровный, без низин, оврагов, рядом протекает Волга. Район строился по последнему слову градостроительной науки того времени. Планировалось создать 33 квартала из 5 улиц, идущих параллельно Волге, и 6 улиц поперечных. Название улиц давалось по названиям российских городов: Каширская (ныне Циолковского), Козмодемьянская (ныне Социалистическая), Козловская (сохранила название), Дубовская (ныне Академическая), Липецкая (ныне Баррикадная).
Главная улица - Княгининская (современная Рабоче-Крестьянская) сохранила свою линию застройки и в настоящее время. В XIX веке на ней располагались магазин кожевенных изделий Лысенкова, свечной завод Гнутова, гармонное заведение, магазин бакалейных и галантерейных товаров. Княгининскую улицу смело можно назвать торговой улицей. К ней примыкала Базарная площадь (ныне место Торгового центра и сквера им. С. Филиппова).
Кроме этого улица Княгиниская имела бульвар: зеленые насаждения посреди улицы, где жители форштадта  могли  отдохнуть на скамейках, съесть мороженое, выпить лимонад, почитать газету. Когда же в 1918 году по Княгининской улице был пущен трамвай, бульвар перестал существовать.
Царицын был первым уездным городом в России, где начал действовать этот общественный вид транспорта. В Зацарицынском форштадте  первая линия трамвая проходила по Княгининской, затем поворачивала  на  Липецкую и далее до вокзала  Тихорецкой ветви Владикавказской железной дороги (ныне - ст. «Волгоград-2»). Улица  Липецкая была одной из улиц, на которой в летнее время разъезжали кареты и фаэтоны, пролетки и тарантасы, а зимой - сани с номерами на задней части.
Еще в 1814 году в Зацарицынском форштадте недалеко от устья реки Царицы была сооружена пристань для перевалки грузов с Волги на Дон, в Калачевские хутора. В течение всего лета здесь выгружались товары, отправляемые в Курскую, Воронежскую губернии. Отсюда же отправлялись товары на Кавказскую линию, в Грузию, Украину.
От пристани, по ул. Сердобской (ныне им. Ким), по сохранившейся и по сегодняшний день булыжной мостовой, на фурах и конных подводах перевозилось зерно для обмолота. Первая в городе паровая мельница была построена в Зацарицынском форштадте. Здание мельницы сохранилось и в наше дни.
В 1858 году инженер Мельников, коммерции советник Ко¬корев и статский советник Новосельский обратились в управление путей сообщения с просьбой о разрешении устройства железной дороги между двумя водными магистралями - Волгой и Доном. Железная дорога должна была вести из Царицына в Калач-на-Дону. И в 1862 году была открыта Волго-Донская железная дорога.
Пути проходили рядом с грузовыми пристанями, что создавало удобства для перегрузки товаров с судов в вагоны. На станции Волжской были построены двухэтажный дом директора дороги, деревянный на каменном фундаменте, здание конторы, четыре двухэтажных и пять одноэтажных деревянных домов для станционных служащих. Вокзалом служило небольшое одноэтажное здание на каменном фундаменте. Рядом находилось каменное паровозное депо с мастерской, построенное в готическом стиле. На станции действовал свой водопровод – в самом же Царицыне он появился только через тридцать лет.
Второй станцией стала Садовая, правда располагалась она по тем временам  за чертой Зацарицынского форштадта. На станции были построены одноэтажная деревянная казарма и водопроводная башня для снабжения водой паровозов.
 Улица Царевская, где располагалась Волжская станция, превратилась  в одну из самых главных улиц Зацарицынского форштадта. Купцы сразу поняли выгоду железнодорожных перевозок. Рядом с железной дорогой стали появляться  лесные склады, торговые лавки.
  В начале XX века из 18 городских модных мастерских по пошиву одежды на Царевской располагались две: Анкудиновой и Ягодской. Пользовались огромной популярностью и  парикмахерские Ильичева и Митрофанова.
Самым тихим и уютным местом отдыха в Зацарицынском форштадте  был Царевский бульвар. Располагался он  над нижней террасой. Здесь между деревьями  редких пород, клумбами с экзотическими цветами и  маленькими фонтанчиками дамы в роскошных туалетах, галантные кавалеры, опрятные дети с гувернантками, гимназисты, молодежь разных сословий могли отдохнуть в  кофейнях, чайных. По вечерам для публики играл духовой оркестр.
Улица  им. Циолковского раньше  называлась Каширской. На этой улице были небольшие и невзрачные дома мещан, мелких торговцев, извозчиков, служителей церкви. Самым большим домом был жилой дом купца Шлыков, в котором в настоящее время расположен ВолгГАСУ.  Лесопромышленник Шлыков построил на свои средства и подарил городу здание особой архитектуры. Царицынская Дума в 1910 г. открыла в этом здании женскую гимназию. После революции здесь располагался учительский институт. В 1952 году здание было отдано под кинотеатр «Гвардеец». В настоящее время здесь расположен  Волгоградский казачий театр.
Сохранилось в районе здание, которое продолжает выполнять то же назначение, что и в начале XX века - здание пожарной части.
 
АннА Воробьева




...назад