IsCookeless:
SessionID:

Новости

Ворошиловский центр социального обслуживания населения оказывает психолого-педагогическую помощь

20.11.2019

Ворошиловский центр социального обслуживания населения оказывает психолого-педагогическую помощь

Кризисы взросления. Как быть и что делать? Возрастные кризисы у детей — принять как есть или бороться? Развитие человека происходит на протяжении всей жизни, начиная с момента рождения и заканчивая смертью человека. Ребёнок рождается, познаёт мир, развивается физически, интеллектуально, психически, духовно и каждый новый этап человеческой жизни, сопровождается кризисами и переменами.

Можно сказать, что «кризис» - это нормальное состояние для каждого растущего человека, возникающее на стыке двух возрастов и свидетельствующее о завершении одного этапа развития и начале следующего. В такие периоды у человека появляются новые потребности, меняется поведение.
Хочется подробнее остановиться на кризисах взросления ребёнка, т.к. это непростой процесс, требующий от родителей терпения, выдержки и такта. Сразу хочется успокоить родителей, ничего страшного не происходит, ребёнок развивается, взрослеет, а взросление ребёнка невозможно без кризисов. Более того, именно кризисы говорят о том, что взросление ребёнка идёт правильным путём.
За период детства человек переживает пять возрастных кризисов: кризис новорожденности, кризис одного года, трёх лет, семи лет и кризис подросткового возраста. Нужно учитывать, что название кризисов достаточно условны, т.к. каждый ребёнок индивидуален в своём развитии, поэтому и время наступления возрастного кризиса тоже колеблется. Рассмотрим   эти периоды подробнее. 
Кризис новорожденности выражается в растерянности малыша, когда он только приходит в новый для него мир. В этот период очень важно, чтобы ребёнок чувствовал себя в безопасности. Мама должна приложить к этому максимум усилий и окружить малыша заботой, любовью.
Кризис первого года — период жизни малыша, когда он начинает активно проявлять свой характер и бороться за место в жизни. Это некое подготовительное испытание для родителей перед остальными переходными этапами во время взросления. Малыш многому учиться, начинает проявлять самостоятельность, становится хозяином в том пространстве, которое уже освоил. Если родители будут противостоять такой самостоятельности, ребёнок будет ещё сильнее противиться, устраивать истерики и т.д. Если же родителям удаётся сломить малыша, он станет нерешительным и робким и это повлияет на его дальнейшее развитие и жизнь. Поэтому роль родителей быть рядом с ребёнком, направлять, помогать, переключать если это необходимо на другой вид деятельности, но не лишать желания ребёнка познавать окружающий мир.
Кризис трёх лет — желание заявить о себе «Я сам», привлечь к себе внимание. Ребёнок становится капризным, непослушным, старается всё сделать наоборот. На самом деле, он пытается активно познавать мир, пробовать новые виды деятельности (помогать маме резать салат, папе - забивать гвозди, подстригать любимого кота), доказать, что он уже большой, всё может сам. Часто реакция родителей на это — запреты, наказания. Здесь важно не запрещать ребёнку, а объяснять, давать самому попробовать и узнать, что нож — острый, им можно порезаться, огонь - горячий, им можно обжечься, нельзя обижать животных — им больно. Нужно предлагать ребёнку замену, например, вместо резки салата дать возможность перемешать его и посолить. Если ребёнок капризничает, его отвлечь, переключить на другой вид деятельности. Стоит предоставлять ребёнку выбор в том, в чём можно. Например, он хочет садиться есть. Не спрашивайте его «хочет ли он есть», а предложите выбрать — хочешь кушать за своим столиком или за общим столом».  Дети часто выбирают взрослый стол, потому, что им кажется, что удобные стульчики для кормления малыша им уже малы и они очень взрослые для таких столиков. Самое главное — удовлетворять потребность ребёнка в самостоятельности. В этом случае кризис будет проходить в более мягкой форме. Трёхлетние дети ожидают от близких людей признания своей независимости и самостоятельности. Поэтому расширяйте права и обязанности малыша. Позволяйте в разумных пределах проявить свою самостоятельность.
Кризис семи лет- осознание ответственности, самостоятельности, начало школьной жизни. Ребёнок идёт в школу, ему не просто перестроиться с режима, который был в детском саду. Теперь ему надо учиться общаться с учителями и одноклассниками, возможно, самостоятельно ходить до школы и обратно. В это время нельзя твердить ребёнку, что он уже большой. Он всё ещё ребёнок и нуждается в родительской ласке и заботе. Чаще стоит разговаривать с ним, обсуждать прожитый день, успехи и неудачи. Это поможет ребёнку лучше разобраться в ситуациях, а родителям понять, что с ним происходит, какие есть проблемы.
Пусть ребёнок посещает кружки и секции после школы: замкнутым и необщительным детям это поможет раскрепоститься, а активные — смогут направить свою энергию в нужное русло.
Кризис подросткового возраста (13-15 лет) — самоутверждение, признание себя как личности.  Подростки отличаются максимализмом, они ещё не взрослые, но уже не дети. В этот период стоит перестать опекать его, стараться не вмешиваться в отношения с друзьями, не пытаться решить проблемы за него. Хорошо, если в семье сложились доверительные отношения, ребёнок делится своими проблемами и переживаниями. Надо уметь выслушать подростка, и при необходимости не навязывать свою помощь, а подсказать, как следует себя вести в тех или иных обстоятельствах. Ребёнку в этом возрасте нужно предоставить определённую свободу, но в то же время не отталкивать его, чтоб он знал, что на родителей всегда можно положиться.   Если вы хотите иметь со своими детьми хорошие и дружеские отношения в любом возрасте, Вам необходимо «взрослеть» вместе с ними, разделяя и понимая проблемы каждого возраста.
Помните, ваш ребёнок - неповторимая личность. В любом возрасте не переставайте любить своих детей, и только тогда возрастные кризисы пройдут спокойнее, а дети вырастут по-настоящему счастливыми.
                               «Любить, понимать, принимать, сострадать, помогать» (Е.Н.Ильин)
 
Для получения психолого-педагогической помощи Вы можете обратиться в ГКУ СО «Ворошиловский ЦСОН» по адресу: г. Волгоград, ул. Кузнецкая, д. 87/5, телефон: 97-64-14.
Черноусько Светлана Андреевна
специалист по работе с семьей
ГКУ СО «Ворошиловский ЦСОН»



...назад