IsCookeless:
SessionID:

Новости

Отцы и дети

24.10.2016

Отцы и дети

Из наблюдения в транспорте. Трехлетняя малышка теребит маму:
- Мам, а когда папа придет к нам в гости?
- Как это в гости? Папа же живет с нами?!
- Я его уже давно не видела!
- Ну, он же работает допоздна, денежки зарабатывает. Он уходит, когда ты еще спишь, а приходит, когда ты уже спишь.

И в самом деле, современный папа для своего ребенка часто становится чем-то мифическим и недоступным. Он уходит рано утром, целый день где-то «на работе» занимается чем-то важным, а вечером возвращается усталым. Его хватает только на телевизор, иногда компьютер. По существу, работа, увлечения, жизнь отца проходят мимо внимания ребенка. Папа – не партнер, не друг, а в лучшем случае гость. Но случается и такое, что отец воспринимается как некая карающая инстанция. «Вот скажу отцу, он тебе покажет, как не слушаться», – часто грозит мама или бабушка.
Более того, очень многие молодые папы не проявляют интереса к совместным играм со своим малышом или же сразу заявляют супруге о своей новой семейной роли примерно так: «Ты – сторона воспитывающая, а я – карающий меч».
Все это выливается впоследствии в трудности взаимопонимания между отцами и детьми, в отсутствие у ребенка доверия и привязанности к отцу.
С чего начинается понимание между отцом и детьми.
Обнять, посадить на колени, похвалить, расспросить, что делал на прогулке, удивиться, восхититься изобретением сына, рисунком дочери, их умением танцевать, рассказывать стихотворение – все это свойственно отцам, сумевшим наладить контакт с собственным ребенком. Как же достичь этого уровня взаимопонимания?
Прежде всего, активным участием отца  в уходе за ребенком, начиная с первых дней его жизни. Психологами доказано, что дети, отцы которых не гнушались пеленанием, кормлением, пестованием показывают более высокий уровень умственного и физического развития, вырастают более эмоционально отзывчивыми.
Интересно, что отцовская забота существенно отличается от материнской. Отцы преимущественно играют с ребенком, тогда как матери ухаживают за ним и кормят его. Даже ухаживая за ребенком, отцы предпочитают делать это в игровой манере. Мужчины более склонны к энергичным играм, направленным, в первую очередь, на физическое развитие ребенка: они подбрасывают детей, борются с ними, кружат, катают на спине. Матерей же больше заботит вопрос безопасности и режимные моменты.
Другой важный шаг на пути к взаимопониманию между отцом и детьми – умении извлекать удовольствие от общения с ребенком, вставать на его позицию, сопереживать его горю и радости. Такие зрелые отцовские чувства опять же возможны в том случае, когда отцовство захватывает мужчину именно в первые годы жизни ребенка. Характеризуя отцовскую любовь зрелых отцов, можно сказать, что они испытывают потребность в том, чтобы учить, сделать ребенка своим наследником, то есть, передать в будущее все лучшее, чем владеешь сам.
Более того, сравнение «включенных отцов» и «включенных матерей», т.е. активно участвующих в воспитании детей, позволило сделать вывод о том, что такие отцы влияют на развитие ребенка успешнее, чем матери.
Как влияет отцовское воспитание на психическое развитие ребенка.
Отцы, у которых установились сильные эмоциональные связи с детьми в раннем возрасте, в дальнейшем оказываются более чуткими к изменяющимся потребностям и интересам своих взрослеющих детей. В целом такие отцы имеют большее влияние на своего ребенка. Дети больше прислушиваются к ним, ориентируются на их мнение, сыновья хотят походить на отцов, с которыми у них теплые, разносторонние взаимоотношения.
Пассивные, отстраненные отцы мало влияют на формирование собственно мужских черт у своих сыновей. Недостаточный опыт общения с отцом ослабляет формирование отцовских чувств у мальчика и юноши, часто неблагоприятно сказывается в будущем на воспитании своих собственных детей.
Иногда любовь отца к ребенку выражается в покупке дорогой игрушки. Но гораздо больше даже самой привлекательной игрушки ребенку нужны отцовское внимание, участие, понимание, дружба, общность интересов.
Еще одна пагубная тенденции воспитания – преобладание порицания над похвалой. Некоторые папы думают, что воспитывать – значит делать замечания, запрещать, наказывать и именно в этом видят свою родительскую функцию. В результате к 4-5 годам у ребенка складывается представление об отце как человеке, который, в отличие от матери, ожидает от ребенка «неправильного», «плохого» поведения, низко оценивает не только тот или иной конкретный поступок, но и личность ребенка в целом. В дальнейшем это представление распространяется на других людей. В результате ребенок становится неуверенным в себе, ожидает от окружающих негативных оценок своих способностей и умений.
Особенно неблагоприятен для развития личности ребенка авторитарный стиль воспитания. Характерной чертой поведения авторитарных отцов является их стремление к безапелляционности в суждениях и ясности во всякой ситуации. Поэтому любое наказание, любое требование к ребенку не содержит в себе даже намека на готовность принять ребенка, помочь ему в чем-то или убедить. Такие отцы могут временами искренне считать, что их ребенок плох целиком, без всяких оговорок. В результате у ребенка с первых лет жизни растет уверенность в том, что его не принимают, не одобряют, а, в конечном счете, приводит к убеждению в своей ненужности для родителей. В поведении детей в результате такого воспитания отмечается напряженность. Кроме того, любая новая или неясная ситуация ассоциируется у ребенка с возможностью наказания, что в свою очередь сопровождается повышенной тревожностью и ощущением дискомфорта и даже неврозами в форме энуреза, тика, заикания.
Кстати, такой же эффект  может наблюдаться и у дочери, в случае отсутствия четких требований и вседозволенности со стороны отца.
Психиатр Р. Кэмпбелл говорит о влиянии отца на половую идентификацию девочки, которая наиболее значительно проявляется в период юности. Именно в возрасте 13-15 лет дочь должна получить признание своей значимости как будущей женщины в основном от отца. Отец способствует формированию у дочери позитивной самооценки, выражая одобрение ее действий, способностей, внешности. У девочек, воспитывающихся без отцов, при отсутствии реальной модели отношений между мужчиной и женщиной может сформироваться нереалистичное отношение к лицам мужского пола. Однако, самый большой вред наносит самовосприятию ребенка полное безразличие со стороны родителей.
Вот почему в США, Германии, Франции, других странах успешно функционируют «школы для пап», где учат ухаживать, общаться, играть с маленьким ребенком, понимать его, видеть в нем развивающуюся личность. Данные российских социологических опросов показывают, что и в России отцы все чаще осуществляют уход за своими детьми и участвуют в их развитии и воспитании.
Примером тому являются клуб семейного общения «Кенгуру», реализуемый на базе ГКУ СО «Ворошиловский центр социального обслуживания населения». Здесь на совместных занятиях детей от года до четырех лет и их родителей, психологи и специалисты по работе с семьей рады видеть наряду с заинтересованными мамами и бабушками, не менее вовлеченных в процесс детско-родительского общения пап и дедушек. Причем мужская аудитория всегда вносит оживление в занятия клуба, задает дискуссионные вопросы по существу. Вот лишь некоторые из них.
Практические рекомендации для заботливых пап
1. С какого возраста дети помнят себя и родителей?
С раннего, при условии, что это ярко окрашенное эмоциональное событие. Поэтому участвуйте в уходе за ребенком, начиная с первых дней его жизни.
При этом сопровождайте свои действия ласковыми словами, похвалой, улыбкой.
2. Какие игры оказывают на ребенка наибольший развивающий эффект?
Совместные игры всей семьей и с каждым из родителей в отдельности. Играйте с ребенком в энергичные, непредсказуемые игры, которые доставляют удовольствие обоим.
3. Не повредят ли ребенку прогулки в общественных местах?
Наоборот помогут раскрепоститься и повысить свой уровень коммуникативной компетентности. Хотя бы раз в неделю гуляйте с ребенком в общественных местах, таких как зоопарк или парк отдыха.
4. Не утомит ли ребенка высокая речевая активность отца?
Как можно чаще будьте со своим ребенком. Чем больше общения и взаимодействия отца с ребенком, тем лучше для психического развития обоих. При этом важно, чтоб это общение протекало в форме диалога.
5. Может ли ребенок от года до четырех лет усвоить какие-либо правила?
Старайтесь удерживать поведение ребенка в определенных рамках, не выходя за рамки здравого смысла и учитывая его потребности в безопасности, независимости и творческой активности, и он ответит вам «правильным» поведением.
6. Как искоренить нежелательное поведение?
Предъявляйте к детям разумные требования и настаивайте на их выполнении, ясно давая понять ребенку, чего от него ждут, и будьте последовательны. Сосредоточьте усилия на поддержке желательного поведения, а не на искоренении нежелательного.
7. Как быть с физическими наказаниями?
Избегайте неоправданного применения силы и угроз для контроля над поведением детей. Их использование формирует у детей аналогичное поведение и может стать причиной появления в их характере таких неприятных черт как недоброжелательность, жестокость и упрямство.
8. Как правильно критиковать и запрещать?
Очень осторожно пользуйтесь порицанием и запрещением. Порицание и запрещение следует высказывать мягко, доброжелательно, недопустимы порицания личности ребенка, их можно адресовать лишь отдельным его действиям. Так, следует говорить не «ты плохой», а «ты плохо сделал». Вслед за запрещением или порицанием какого-либо действия необходимо показать ребенку положительный образец.
9. Как правильно хвалить?
Хвалите малыша за успехи. Если у ребенка что-либо не получается, помогите ему справиться с трудностями, поддержите, дайте почувствовать свою успешность. Не следует хвалить за неуспешные действия. Это может деформировать самооценку. Оценка детских достижений должна быть адекватна достигнутому результату.
 
До встречи в семейном клубе «Кенгуру»!
 
Наш адрес:
ГКУ СО «Ворошиловский центр социального
 обслуживания населения»
400120, г. Волгоград,
Ворошиловский район, ул. Кузнецкая, 87/5,
Наш телефон: 97-64-14



...назад